Вот и наступил март. По календарю - весна. Сейчас везде только и слышно, что о масленичной неделе. Вся неделя расписана: что надо делать именно в этот день. А в выходные устраивают большие праздничные гуляния. Там всегда бывает много народа.
Для кого-то это просто возможность провести выходные не как всегда, для кого-то повод "выпить", кто-то считает, что таким образом приобщается к старой "дедовской" культуре.
Меня всегда удивляло, как наш народ слепо и безоговорочно дружной "серой" массой выполнял всё, что говорили делать. Так и со всеми праздниками, которые теперь стало "модно" праздновать. Как говорят - это "идёт возрождение обычаев" и традиций славян-язычников. Вот и "празднуют", совершенно не понимая истинного смысла этого праздника.
Ну, по-поводу язычников мы уже с вами говорили. Давайте теперь попробуем разобраться и с этим праздником, который логичнее было бы назвать: "НЕПРАВИЛЬНАЯ МАСЛЕНИЦА".
Неужели вы думаете, что наши предки были настолько "глупы", что в это время устраивали "проводы зимы и встречу весны"? В это время ещё слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов.
Раньше все праздники у славян совпадали с циклом жизни Земли. Природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить.
Так вот до принятия христианства этот праздник назывался - КОМОЕДИЦА. Отмечался он семь дней до весеннего равноденствия и семь дней после. Т.е. праздновали его наши предки в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Этот праздник нёс в себе множество сакральных смыслов. Помимо главного - священного праздника наступления Весны, он ещё имел и характер почитания бога Велеса, одной из ипостасей которого был Медведь. Наши предки относились к медведю уважительно потому, что он имел божественное начало.
Чтобы лишний раз не накликать гнев божества, его называли Михайла Потапыч, Хозяин, Батюшка, Косолапый. Но никак не БЕР - коим он был на самом деле (берлога - логово Бера), или БУР (в память об этом имени остался у медведя сейчас только цвет - бурый).
Главным блюдом праздника, конечно, были блины – символы солнечного круга. А то, что в Комоедицу первый блин относили в лес "чтоб проснувшийся хозяин поел, а к нам не ходил" - известный факт.
А так как раньше медведей ещё называли "КОМЫ", то известная пословица на самом деле звучит, как: "первый блин - комАм", т.е медведям. Это потом её уже переиначили и придали другой смысл.
Всё изолгали и извратили!!!
Утром в этот день люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы угостить души умерших предков – навий, непременно являвшихся на празднество в образе сорок и других птиц. Поэтому лакомства ещё развешивали на ветках деревьев, для угощения птиц.
К капищу торжественно везли соломенное чучело богини Марены. Всем наливали сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает и вернётся Марена:
"Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, С цветами, с травой!"
После этого торжественно сжигают на костре чучело Мары, на которое навязывали "наузы" - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее:
"Марена загорела, Всему миру надоела!"
Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Солнце-дитя Коляда становился юношей Ярилой, и к нему обращались с просьбой сжечь все снега:
"С горы катись, С весной воротись!"
Таким образом, праздник Комоедица - это прощание-уничтожение Мары-смерти-зимы и приветствие огня, тепла, Ра-солнца - Ярилы.
Потом все прыгали через костёр, а девушки ещё обязательно умывались снегом или талой водой из серебряной посуды – для белизны и чистоты лица и здоровья глаз. Старейшины рода величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года.
Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
А ещё для славян Комоедица была и встречей НОВОГО ГОДА, так как до XIV века Новый Год на Руси начинался с марта. И сразу после праздника наши предки переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся всё тёплое время года.
Этот праздник был настолько важен, что даже появление христианства не победило его, хоть и пришлось Комоедице сменить имя и время празднования. Но славянские народы никогда не забывали свою традиционную Комоедицу и повсеместно продолжали её праздновать, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей.
В конце концов священнослужители пришли к выводу, что если нельзя справиться с народным движением - его необходимо возглавить. После долгих безуспешных попыток Церкви бороться с народной Комоедицей, она была церковниками переосмыслена, названа "сырной (мясопустной) неделей" и включена в церковные праздники.
Так как прежняя Комоедица попадала на великий пост, когда праздники и веселья церковью строго запрещены, церковный праздник был по времени "сдвинут" почти на месяц ближе к началу года. Церковная "сырная седмица" стала предшествовать великому посту.
В "сырную седмицу" церковный устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих, разрешённых церковным календарём продуктов, праздник в XVI веке обрёл своё второе, народное название - Масленица.
В начале XVIII века любитель пиров и праздников Петр I царскими указами ввёл в России обязательное всеобщее празднование народной Масленицы на традиционный европейский манер - как широкого разгульного и пьяного светского праздника, непременно сопровождавшегося нескончаемыми весёлыми игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами.
Праздником повсеместно стали заправлять не столько церковники, сколько назначаемый на время Масленицы шутовской "патриарх", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор".
А вот как празднуют наш Великий праздник в настоящее время:
Всем тем, кто хочет праздновать его тогда, когда об этом велят по тельАвизору и в церковных календарях, хочу напомнить, что 20 марта 2018 года, в 16 часа 15 минут по Московскому времени Солнце, двигаясь по эклиптике, достигнет точки небесной сферы с координатами 0 часов 0 минут по прямому восхождению и 0 градусов 0 минут по склонению. Это и называется точкой весеннего равноденствия.
В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. На полюсах в этот день Солнце движется ровно по горизонту в течение всего времени суток. В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы.
Ну а те, кто просто хочет повеселиться и поесть блины, могут воспользоваться назначенным церковью праздником.
Про первый блин только не забывайте!!!
Корочкой светлой блины покрывались: Хочется есть так, что нет уже сил. "Первый блин – КомАм". Иль мне показалось? "Но, почему?", - я у мамы спросил.
Мама, смеясь, мне поставила стопку Бьющих теплом ароматных блинов И рассказала (мне слушать в охотку) Чудный рассказ, что дошёл от дедов.
"Предков славянских, когда были веси Раньше лесами все окружены, Жизнь их текла под приглядом созвездий: Макоши, Рады, - и светом Луны
В гуще дерев, средь дремучего леса. Ставя скиты, возводя терема, Рода во славу, Сварога, Велеса Слали хвалу их волхвы в небеса.
Зверь, что Хозяин был Леса, особо Был почитаем с начала времён: Бер всемогущий, святая особа, Зверь-охранитель славян испокон.
И, уважая тотем наш славянский, Предки, стремясь Беру славу воздать, На Комоедицу, праздник прекрасный, Комов блинами все шли угощать.
"Мишка", в берлоге проснувшись холодной (чтобы славян не тревожил он путь), Только весной появлялся, голодный, А у берлоги уж ждёт его, чуть
Снегом присыпана, хвоей укрыта, Стопка блинов испечённых как раз… "Мишка" поест, засопит уже сыто, И – Слава Роду! – Бер вспомнит про нас.
Вот, потому-то, от века доныне, Мамы, когда жарят детям блины: "Первый блин - КомАм!" - звучит, как святыня, Слово, исполненное глубины...".
Слушая мать, сам сопел я, как "мишка", Блин торопясь уплетать за блином, И, насыщаясь, тож креп и умишком… Как далеко всё, что кажется сном!..
Годы всё мчат хороводом бедовым, Но, лишь весну срок придёт прославлять, Громче, чем все, кричу: "Первый блин – КомАм!"… Сердце защемит, и вспомнится мать…
Что такое масленица. Когда провожать масленицу. Кому первый блин